Регистрация
» » » Успенский пост: история и традиции праздника

Успенский пост: история и традиции праздника

Полезная статья? Поделитесь с друзьями:

Содержание:

Летом, через месяц после Петрова (Апостольского) поста, начинается Успенский пост. Он пришел к нам из давних времен. Приблизительно в 450 году Лев Великий ясно указывал на Успенский пост среди четырех церковных постов, каждый из которых приходится на определенное время года.

Успенский пост

Окончательно Успенский пост был установлен в 1166 году на Константинопольском Соборе, где председательствовал патриарх Лука. На Соборе было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать этот пост. Церковь призывает подражать Матери Божией, перед переселением на небо постоянно пребывавшей в молитве и посте.

Когда проходит Успенский пост

Успенский пост – самый коротких из всех постов. По старому стилю он был установлен с 1 по 15 августа, сейчас же сместился на 14-28 августа. Он проходит перед двумя великими праздниками – Преображения Господня и Успения Божией Матери, начинаясь с Медового Спаса. Этот пост считается одним из самых строгих, он уступает только Великому.

Наиболее строго пост соблюдается в понедельник, среду и пятницу. Успенский пост уже считается осенним, он завершает церковный год и открывает новое время года – осень. Церковное новолетие происходит 14 сентября по новому стилю.

Весь Успенский пост как бы связывают воедино три праздника – три Спаса.

Что символизирует Успенский пост

Успенский пост должен быть временем радости, временем возвращения домой, оживания. Нужно отряхивать с себя все обветшалое и омертвелое, чтобы обрести способность жить. Пост готовит к празднику Успения, который можно назвать неожиданным для миропонимания. Действительно, что празднуется? Смерть Богородицы? Однако слово «успение» означает не «смерть», а «сон».

Смысл праздника в том, что нет больше такой смерти, какая ждала бы каждого, если бы не Воскресение Христово. Нет страха смерти и нет скорби о ней. И даже уйдя, Пресвятая Богородица не оставляет мир.

Согласно преданиям, после Вознесения Господа Иисуса Христа она жила возле Иерусалима и любила посещать Гефсиманский сад и Голгофу, где подолгу молилась. Она молилась о том, чтобы иудейский народ обратился к вере, о новых церквях в разных странах.

Однажды после такой молитвы пред ней предстал Архангел Гавриил, и до этого не единожды являвшийся ей с возвещениями велений Божиих. С радостью он ей сообщил, что спустя три дня ее земной путь будет окончен и Бог возьмет ее в вечные обители. При этом он дал ей сияющую неземным светом райскую ветвь.

Узнав о том, когда произойдет ее переход из этого мира, Дева Мария готовилась к нему с молитвой и постом, несмотря на то, что она не нуждалась ни в исправлении, ни в очищении души. Ее жизнь – образец жертвенности и святости.

В назначенный час в комнате пылали свечи, а Богоматерь возлежала на украшенном одре в окружении близких любящих людей. Внезапно храмина озарилась светом Божественной славы, и с неба сошел Сам Господь в окружении Ангелов, а также душ ветхозаветных праведников. Безо всякого телесного страдания, глядя на Своего Сына и словно засыпая, она передала Ему свою чистую душу.

Во время погребения апостолы несли одр с Пречистым телом, и огромная процессия верующих провожала его со священными песнями. Предание гласит, что Апостол Фома не успел на погребение, и ему позволили войти в пещеру в третий день, чтобы дать возможность в последний раз поклониться Пресвятой. Однако в пещере они увидели только погребальные пелены, приятно благоухающие, а тела Богородицы там не было. Тогда они поняли, что Господь взял на Небо ее пречистое тело.

Вечером того же дня во время трапезы Матерь Божия явилась апостолам и сказала им радоваться, ибо она с ними во все дни.

Пост для православных – это подражание подвигу Богородицы и ее чистоте, а также восхваление Пресвятой, которая неустанно насаждала и утверждала Христианскую Церковь.

Пояс Богоматери и святые одежды с благоговением хранятся, разделенные на части, и до сих пор творят чудеса, как и многочисленные иконы. С особой торжественностью праздник Успения Пресвятой Богородицы проходит в Гефсимании, где она была погребена.

Как поститься во время Успенского поста

Этот пост, с одной стороны, один из самых строгих. А с другой – он всегда считался легким, потому что можно было есть молодой картофель, овощи, фрукты и грибы. Виноград и яблоки разрешается есть после Яблочного Спаса (19 августа).

Во время Успенского поста нужно воздерживаться от сыра, мяса, масла, яиц и молока. С 14 августа (Медовый Спас) освящается медовый сбор, и его тоже можно употреблять в пищу. В понедельник, среду и пятницу самый строгий пост – сухоядение, то есть нужно питаться неотваренной пищей. Во вторник и четверг можно есть вареную пищу без масла. В субботу и воскресенье разрешено вино и растительное масло.

19 августа, в день Преображения Господня, разрешена рыба, как и в праздник Успения, если он приходится на среду или пятницу, а разговение начинается на следующий день. Если Успение Пресвятой Богородицы приходится на другие дни недели, то поста уже нет.

Однако в дни поста немаловажным является и духовное воздержание: от страстных и греховных движений, которые услаждают пороки, и от ссор и раздражения. Пост также строг к шумным развлечениям. Принято тратить меньше денег на еду, освобождая их для благотворительности.

Нужно помнить о том, что приучаться к посту необходимо постепенно. Человек, никогда прежде не постившийся, скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости, если начнет резко поститься. К тому же, он станет раздраженным и нетерпеливым.

Каждый сам должен определять, сколько в сутки ему нужно еды и питья, и постепенно уменьшать количество, сводя к необходимому для жизни минимуму. А главным правилом является то, что не нужно отягчать свои сердца пьянством и чревоугодием. Важно не забывать, что суть поста, прежде всего, не в отказе от животной пищи, а в том, чтобы ограничить удовольствия.

Пост призван сделать нашу телесную природу крепкой и легкой, которая могла бы подчиняться движениям духа и исполнять его требования. Все боголюбивые люди чувствовали, что пост – очень сильное средство, чтобы приготовиться к спасительным и великим делам, святые всегда строго постились и советовали другим.

Похожие новости:
Комментарии:
Добавить комментарий:
  • Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  • Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код